?

Log in

No account? Create an account
«Библиографические листки» - Блог Сергея Оробия [entries|archive|friends|userinfo]
konets_tsitati

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

«Библиографические листки» [Aug. 16th, 2017|10:31 pm]
konets_tsitati
[Tags|, , , ]

Всегда рад обнаружить себя в «Библиографических листках» «Нового мира». Спасибо «НМ», а также «Homo Legens» и «Лиterraтуре», где вышли все эти тексты.

Ссылки прилагаются - заглядывайте, «Новый мир» плохого не посоветует :))


№ 9, 2012: Сергей Оробий. Евгений Рейн — возмутитель спокойствия. — “Homo Legens”, 2012, № 1.

«Литературная судьба и личные отношения сложились таким образом, что о Рейне принято говорить "за компанию” с Бродским, пусть и в чрезвычайно комплиментарном смысле. Пока такое представление не стало частью бродсковедческой мифологии, его не поздно уточнить. "Научив Бродского”, Рейн избежал его неизбежного влияния, так что напрашивающиеся слова об "ученике, победившем учителя” тут неуместны. Более того, теперь понятно, что запоздалость его первой поэтической книжки (сборник "Имена мостов” вышел в 1984-м, с сильной цензурной правкой) стала, пожалуй, необходимой временной дистанцией, чтобы поэт Евгений Рейн сложился в самостоятельную творческую величину”.

“Когда-то Юрий Тынянов писал о споре "архаистов” и "новаторов” пушкинской поры. Эта модель удачно подходила к современной ему литературной жизни, актуальна она и сейчас — только под "архаистами” мы понимаем скорее "(нео)традиционалистов”. Благодаря премии "Поэт” у нас сложилась замечательная группа "традиционных” поэтов: Рейн, Кушнер, Гандлевский. Каждое имя — наособицу. Точнее, наш (нео)традиционализм сложился, конечно, гораздо раньше премии "Поэт”. Зато ее организаторы задались важной целью: найти эстетический консенсус не только между членами жюри, но и с абстрактным читателем (Чупринин именно так и говорит: └большая часть читающего сословия”)”.

“Не то чтобы новаторов нет — наоборот, их слишком много, а вот увенчать лаврами главного и самого смелого поэтического экспериментатора пока не очень получается. Да и нужно ли? <...> К тому же, согласно Тынянову, все якобы новаторское рано или поздно остается в прошлом, а все "опускаемо-архаистское” рано или поздно становится свежей новостью”».



№ 1, 2014: Сергей Оробий. «Болотный текст» русской литературы. — «Homo Legens», № 7 (2013, сентябрь).

«Сегодня можно утверждать, что оппозиция и протест вполне освоены литературой как новый материал. Литература в режиме онлайн каким-то странным образом помогает этим событиям откристаллизоваться, выяснить свою суть. Если писателей нулевых волновал образ Путина (он выведен и в "Господине Гексогене”, и в "2008” Доренко, и в "Священной книге оборотня”), то литература десятых сосредоточена на образе оппозиции. Поскольку в науке давно принято понятие "Петербургский текст”, разработанное академиком В. Н. Топоровым, мы будем говорить о своеобразном "Болотном тексте” новейшей русской литературы».


№ 10, 2014: Сергей Оробий. Так возможен ли русский роман сегодня? — «Homo Legens», № 10, июнь 2014.

Среди прочего: «Критик Денис Ларионов, рассуждая о счастливой писательской судьбе Михаила Шишкина, заметил, что интерес к этому автору „не в последнюю очередь объясняется тем, что ему с блеском удалось претворить в жизнь тематические и формальные ожидания читательской аудитории, для которой вплоть до середины 1990-х образцом письма оставалась позднесоветская проза (Ю. Трифонов, А. Битов, В. Аксенов, В. Маканин и др.) <…> В конце 1990-х — начале 2000-х <…> эти ожидания, несколько огрубляя, сфокусировались на умеренной нелинейности структуры текста при сохранении квазиреалистического письма и этической однозначности”. Так вот, можно предположить, что именно к романам Шишкина означенные читатели не всегда относятся с восторгом — а вот сочинения Дмитрия Быкова ей годятся как раз».


№ 11, 2014: Сергей Оробий. Все что угодно, только не роман. Джойс, Джобс и поэтика флуда. — «Лиterraтура», 2014, 10 августа.

«Формулировка "поэтика флуда” на первый взгляд парадоксальна. Слово "поэтика” отсылает вглубь веков, к Аристотелю, и привычнее выглядит в окружении "инвариантов”, "структур”, "интертекстов”. "Флуд” же означает пустую болтовню в интернете и ассоциируется скорее с концом литературы в ее привычном смысле».

«Однако новая эстетика — вспомним формалистов — прорастает в "низких” жанрах. Как всем известно из Тынянова, в эпоху разложения автоматизированных больших форм возникает новый конструктивный принцип в виде малых форм, черпающих свой материал из быта. В качестве примера подобной "литературы промежутка” Тынянов называл эпистолярный жанр пушкинской поры, выгодно отличавшийся от "высокой” литературы своей "интимной” простотой».



№ 2, 2016: Cергей Оробий. Эпилоги, или Как автору закончить книгу, если он говорит о самом важном. — «Лиterraтура», 2015, № 63, 2 ноября.

«На примере романов „Взятие Измаила” (1999) Михаила Шишкина, „Свечка” (2015) Валерия Залотухи и „Обитель” (2014) Захара Прилепина мы проанализируем особый статус эпилога, механизмы его построения и его сверхзадачу. Сразу оговоримся, что речь пойдет о весьма узких литературоведческих вопросах».


№ 4, 2016: Обозреватели "Лиterraтуры" об итогах года. — «Лиterraтура», 2015, № 67, 2 января

Сергей Оробий: «Общая оценка литературного года – «подозрительно стабильный». Почему год такой, помогают понять «Три статьи по поводу» Марии Степановой – вот эту книгу, пожалуй, и отнесу к важнейшим текстам. Она совсем небольшая, несколько десятков страниц, но – «томов премногих тяжелей», поскольку очень точно формулирует дух эпохи. Это очень некомплиментарное чтение (своего рода «Философические письма» XXI века), но именно Степанова помогает понять самое главное о нашем времени. Ну а читателям, далеким от всяческих «идей» и «концепций» и просто желающим хорошей прозы, рекомендую новый роман Юрия Буйды «Цейлон», вышедший этой осенью и, по-моему, недооцененный».


№ 8, 2017: Сергей Оробий. Избранные записи 2015-2017 гг. - Лиterraтура, 2017, № 98, 26 мая

«BLOOMSDAY. Один день заурядного человека, в злоключениях которого зашифрован культурный портрет нации. Наш «Улисс» – это «Один день Ивана Денисовича» (16 июня 2016).
LinkReply