konets_tsitati (konets_tsitati) wrote,
konets_tsitati
konets_tsitati

Category:
Олег Дивов divov, Макс Рублёв rublev.blog. Не прислоняться. – М.: Эксмо, 2012. – 320 с.

Авторы совершили любопытный жанровый эксперимент: соединили производственный роман и фантастику, не прибавив и капли вымысла. Для этого достаточно описать повседневную жизнь московского метрополитена глазами машиниста, работающего на Таганско-Краснопресненской линии. Никакой «глуховщины»: ни ядерного взрыва, ни подземных сталкеров, ни даже крыс-мутантов (миф о последних разоблачается специально)*. Почему получилось так увлекательно?

Метро уникально само по себе: для жителя мегаполиса это ежедневный опыт общения с метафизическим пространством. Увидев, как и тысячи других пассажиров, объявление о приёме на курсы машинистов, герой спускается под землю и… Таганско-Краснопресненская линия превращается в Такую-Какую Линию, машинист поезда – в Метроэльфа, его коллеги – в Погонщиков Ежей. Повторяю, никакой мистики: Метроэльф – это ник в жж, «Ежи» – вагоны серии Еж3, «очаровательные голубые вагоны нашего детства. Пожилые…, но все еще бодрые. Машинисты очень любят эти вагоны: «Ежики» не поражают разгонной динамикой, зато прекрасно тормозят, а это главное в работе на линии». В романе вообще много технических подробностей, производственной рутины (как не уснуть на ходу, как нагнать график, как «переигрывать» дверьми вагона), много статистики, а также специфического служебного юмора: «Въезжаю на станцию. …Народ у края. Только не свалитесь! Мне же этот фарш выковыривать, а я сегодня рубаху чистую надел…».

Рублёв и Дивов – пример крайне плодотворного сотрудничества: первый отвечает за достоверность (что при таком выборе темы крайне важно), второй – за увлекательность. Впрочем, как неоднократно дают понять авторы, придумывать ничего не надо. «Нет в метро романтики железных дорог. Нет стука колес на стыках рельсов, нет пейзажей за окном… Пейзажи для героя – серые стены тоннелей. У его часов нет стрелок. Цифры отсчитывают промежутки». Сюжетную динамику задаёт скорость мчащегося по «трубе» состава, мир за стеклом вагона превращается в зазеркалье. Для тех, кто остаётся в нём, самое главное – не стоять у края платформы.

«С тихим шипением открываются двери, и мы, пассажиры, выходим из вагонов в свой мир, который реален только для нас». Машинист остаётся один на один с темнотой тоннеля. Осторожно, двери закрываются.

*Полемика с метростроевской фантасмагорией Глуховского явно намеренна, ведь Дивов – мастер художественных «разоблачений». Так, ещё до сверхпопулярности лукьяненковских «Дозоров» он написал замечательный антивампирский роман «Ночной смотрящий» (2004).
Tags: мои рецензии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Текст и традиция. Альманах № 9 (2021)

    Поэтика болезни в романе Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» + все выпуски альманаха "Текст и традиция" (2013-2021)

  • Вышла книга

    Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры / С. А. Кибальник, О. А. Кузнецова, Е. К. Муренина, С. П. Оробий, К. Н.…

  • Существительное и глагол

    Читаю и перечитываю новую книгу Александра Гениса «Кожа времени» (2020). В ней автор прощается с прошлым (часть I «Некрологи»), ловит настоящее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments