konets_tsitati (konets_tsitati) wrote,
konets_tsitati
konets_tsitati

Categories:

"Безбожный переулок" Марины Степновой

Классический русский роман как античная трагедия

Казалось бы, пора привыкнуть к тому, что хорошие книги выходят одна за другой, но все равно каждый раз восхищенно разводишь руками. В этом году, который еще далеко не закончился, было несколько поводов восхищенно прицокнуть языком: ах, "Обитель", ах, "Легкие миры". "Безбожный переулок" смело можно включать в этот триумфальный ряд. Бронзовый лауреат "Большой книги" (2012) Марина Степнова в будущем году может претендовать если не на "золото", то на твердое "серебро". Итак, в центре повествования – врач Иван Огарев, в 2011 году ему 43 года, но перед нами весь curriculum vitae: детство - отрочество - юность… зрелость… судьба. Биографический пунктир: ненавидел отца, занимался спортом, угодил в армию, во второй "мед" попал случайно, но выучился и в конце концов стал преуспевающим частным доктором, женился на регистраторше со смешным именем Антошка, потом ушел к молодой любовнице. И в этот момент в недрах повествования начинает зреть трагедия: не в пошло-бытовом смысле, а в самом что ни на есть исконном, античном. Супружеская измена – сюжетный центр романа, отношения с юной любовницей – метафизическая воронка, в которую постепенно затягиваются все события и проваливается сам герой. Парадокс: по структуре и по теме "Безбожный переулок" – классический русский роман, но – с софокловской подоплекой.

Эта юная Маля – один из самых удачных в прозе последних лет женский образ, но и один из самых зловещих: "Маля оказалась увлекательнейшей книжкой, в которой десятки страниц – десятки! – были либо вырваны, либо вымараны так, что сквозь фиолетовые, с нажимом каляки-маляки можно было разобрать лишь несколько слов, которые никак не складывались в осмысленную фразу". Вот эту "фразу" Огарев никак не может прочитать. Кстати, то, что Огарев – врач, имеет принципиальное значение; по сути, весь роман может быть прочитан в свете изречения "Врачу, исцелися сам". Думается, выбор такого персонажа неслучаен. Степнова – автор с трагическим мировоззрением, как это зачастую свойственно писателям-врачам или делающих врачей главными героями; ее ближайший единомышленник в литературе – Улицкая. У "писателей-врачей" свой взгляд на человека: прежде всего, он – существо смертное и слабое, а следовательно очень уязвимое. И в первую очередь это касается самого Огарева: будучи терапевтом высочайшего класса, он проглядел столь важный для него диагноз. Не смог сложить ту самую осмысленную фразу о своей Мале.

И – тем страннее финал романа, в котором Огарев после крушения своего персонального мира наконец-то переживает ощущение полного счастья. Но вряд ли язык повернется назвать это хэппи-эндом – скорее очищением, катарсисом. И вновь повод вспомнить о законах античной трагедии.

Жесткий, умный, пронзительный роман. Без жалости к читателю: читать его поэтому – трудно, не дочитать роман до конца – еще труднее: слишком настоящая это проза, слишком одарен автор.
Tags: внеклассное чтение, редакция елены шубиной, степнова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Текст и традиция. Альманах № 9 (2021)

    Поэтика болезни в романе Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» + все выпуски альманаха "Текст и традиция" (2013-2021)

  • Вышла книга

    Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры / С. А. Кибальник, О. А. Кузнецова, Е. К. Муренина, С. П. Оробий, К. Н.…

  • Существительное и глагол

    Читаю и перечитываю новую книгу Александра Гениса «Кожа времени» (2020). В ней автор прощается с прошлым (часть I «Некрологи»), ловит настоящее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments