konets_tsitati (konets_tsitati) wrote,
konets_tsitati
konets_tsitati

Categories:

Авторы, редакторы, котята




Блокпост для авторов

Даже в самую виртуальную из эпох авторы по-прежнему хотят видеть свои тексты на бумаге, и я искренне сочувствую нынешним редакторам. Их почтовые ящики зависают от груза писем, отягощенных многомегабайтными файлами. Авторы вновь и вновь бомбардируют их напоминаниями, а потом отводят душу в фейсбуке, насылая на редакторов проклятия.

Кажется, те должны возненавидеть своих клиентов, но нет: редакторы сами становятся авторами — как Дэниел Мэллори, что отрецензировал сотни триллеров, а потом взял и написал собственный, вышедший в его же издательстве и ставший хитом. Прежняя профессия Мэллори и помогла, и подвела: «Женщина в окне» представляет собой собрание всех достижений жанра, но часто на грани со штампом.

Лучше, когда редактор и под обложкой остается собой — и тут помогает нон-фикшн. Говард Миттельмарк и Сандра Ньюман много лет преподавали писательское мастерство и читали чужие рукописи, а потом не выдержали и составили пособие «Как написать книгу, чтобы ее не издали: 200 классических ошибок» — невероятно смешную и чрезвычайно полезную (только что издана по-русски). Картонные герои, искусственные диалоги, выспренный стиль — тут в подробностях описан каждый писательский грех. Главное, конечно, примеры, столь наглядные, что не требуют комментариев (они в книге все же есть — для полной ясности). Внимательно изучите все 200 ошибок, а потом тщательно повторите в своем романе, и вы обречены на заслуженное забвение.

Вот экспресс-тест на литературное чутье. Определите, что не так с этой сценой.
«Когда он стянул с кровати одеяло, под ним оказалась вовсе не его жена, а прекрасная Вероника, его самая умная и сообразительная студентка, и на ней не было ничего, кроме татуировки с Леонардом Коэном.
— Привет, Вероника, — сказал профессор Джонсон. — Что ты тут делаешь?
Она достала пистолет из-под подушки и всхлипнула:
— Я здесь, чтобы убить вас.
— Почему? — спросил он. — Я никогда ничего плохого тебе не делал.
Она села, прекрасная в своей юной наготе. В лунном свете ее безупречная кожа сияла, а черные волосы спадали на плечи, словно плащ.
— Вы поставили мне тройку! — сказала она.
— Я мог бы пересмотреть твою оценку, если ты кое-что для меня сделаешь, — ответил профессор.
— Да? И что же? — сказала она, отбросив пистолет и выпятив грудь. Глаза ее искрились желанием.
— Мне нужно, чтобы кто-то присмотрел за моей кошкой пару недель в апреле, пока я буду в Канкуне. Сможешь?»
…и еще 199 примеров. Впрочем, для провала хватит и десятка. Можете сразу начать с тяжелой артиллерии:
«…Сейчас мы подошли к аспектам настолько опасным, что с нашей стороны было бы безответственно не начать умолять вас бросить эту гиблую затею. Когда дело касается секса, юмора и постмодернизма (именно об этом и пойдет речь), все должно быть идеально… Подарить читателю плохо написанную постельную сцену — все равно что подарить половину котенка. Согласитесь, он не так мил, как целый».
Предшественником Миттельмарка и Ньюман оказался, как это часто с ним бывает, Виктор Шкловский. Сто лет назад он написал короткую работу под названием «Моталка. Книжка не для кинематографистов», посвященную главным образом отговариванию поклонников синема от кинодела:
«Кинематографист часто дилетант. Кинофабрика забита обывателями …Зритель, не поддавайся кинопсихозу»,
увещевал дилетантов Шкловский. Обозначал масштаб бедствия:
«На кинофабрике при мне сценарий писался так. Разные люди приносили с собой сценарии со всех сторон. Это были женщины, мужчины, старухи и вообще люди всяких родов».
Для самых непонятливых пускал в ход наиболее доходчивые аргументы:
«При работе нужно помнить, что кинематографическая лента – это целлюлоза и что она очень огнеопасна. … При перемотке нужно следить, чтобы не обрезать руки краями лент. Раны от ленты не заживают очень долго».
Tags: выбранные места, манн иванов и фербер, нон-фикшн, триллеры, финн, шкловский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Текст и традиция. Альманах № 9 (2021)

    Поэтика болезни в романе Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» + все выпуски альманаха "Текст и традиция" (2013-2021)

  • Вышла книга

    Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры / С. А. Кибальник, О. А. Кузнецова, Е. К. Муренина, С. П. Оробий, К. Н.…

  • Существительное и глагол

    Читаю и перечитываю новую книгу Александра Гениса «Кожа времени» (2020). В ней автор прощается с прошлым (часть I «Некрологи»), ловит настоящее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment