konets_tsitati (konets_tsitati) wrote,
konets_tsitati
konets_tsitati

Category:

Существительное и глагол

Читаю и перечитываю новую книгу Александра Гениса «Кожа времени» (2020).


В ней автор прощается с прошлым (часть I «Некрологи»), ловит настоящее (часть II «Кожа времени») и напоминает о вечном (часть III «Заповеди»). Занятная деталь, заметная генисофилам: из «Некрологов» исчез текст «Памяти книги» (впервые — в сб. «Шесть пальцев», 2009), зато в «Коже времени» появился раздел «Как мы читаем». Неспроста: прощание с книгой оказалось преждевременным, при этом за минувшее десятилетие книга из существительного стала глаголом.

Это метафора не моя, а футуролога Кевина Келли, который в книге «Неизбежно» пишет о том, что культура входит в состояние потока:
«В следующие 30 лет на наших глазах определенные понятия, например автомобиль, обувь, будут превращаться в неосязаемые глаголы. Продукты начнут трансформироваться в услуги и процессы. Данные не могут оставаться без движения». «[Так и книги вскоре] на всех этапах существования правильнее будет рассматривать как процесс, а не артефакт… Книга перестает быть просто текстом на бумаге, а наделяется сложным комплексом взаимоотношений. Она становится непрерывным потоком процесса мышления, написания, исследования, редактирования, переписывания, обмена, социализации».

В «Памяти книги» Генис писал:
«меня страшит, что компьютер убьет не столько книгу, сколько ее идею. Оставшиеся без переплета страницы вовсе не обязательно читать все и читать подряд… Получается, что я, в сущности, оплакиваю не книгу, а переплет. Однако он-то и создает композицию, иерархию, дисциплину, другими словами — цивилизацию. Книга учит, как ее читать…»
Сеть лишила книгу тела (переплета), однако конвертировала ее душу (текст) во множество форм: аудиокниги, саммари, фанфики, рекомендательные сервисы. В перспективе она слепит из миллионов томов метакнигу — правнучку нынешней Википедии, ведь
«процесс чтения становится социальным. С помощью экранов можно делиться с другими не только названиями книг, которые мы читаем, но и нашими впечатлениями и комментариями. Фактически интенсивная система гиперссылок между книгами сделает каждую из них плодом совместных усилий пользователей сети. […] [Г]лавное, что появилось благодаря революционному переходу литературных произведений в цифровой формат: во всеобщей библиотеке нет книги, которая была бы как остров, сама по себе. Они все взаимосвязаны» (Келли).
В прежней культуре книги были ульями, куда писатель нес для читателей все лучшее, что мог найти — мед смысла. Вернее, ульем была вся та культура с ее идеей бумажно-библиотечного накопления. Но теперь мы переселяемся из улья в муравейник, виртуальная природа которого призывает не копить, а делиться.

Короче, можно прощаться с книгами (существительное), но не с чтением (глагол), новые правила которого нам еще предстоит освоить. Книжник относится к этому ностальгически:
«Мы живем в переломную эпоху, когда бумажные книги еще с нами, но мы уже их оплакиваем, как приговоренных. Ностальгия по неисчезнувшему — лирический феномен, отстраняющий библиотеку. С появлением интернета, однако, чтение стало не только медленным, но и дискретным. В наши тучные дни, когда у каждого под рукой оцифрованная цивилизация, читатель обречен страдать от всеядности. Информационное изобилие оглушительно и рискованно, как выигрыш в лотерею. Получив больше, чем просили и надеялись, мы стали обладателями книг с бесконечными комментариями. Е-книга настолько богаче бумажной, что выходит за собственные границы, переставая быть книгой. И я, заменяя новой библиотекой старую, исподволь вздыхаю по тем временам, когда каждая книга жила сама по себе — без помощи Сети, справки Википедии и совета фейсбука» (Генис).
Футуролог — спокойно:
«Чтение с экрана стимулирует формирование более прагматического типа мышления. Если во время сканирования текста пользователь столкнется с неизвестным ему фактом или новой идеей, у него есть несколько возможных вариантов: изучить вопрос, узнать мнение виртуальных друзей, найти альтернативные точки зрения, создать закладку... Чтение книг усиливало наши аналитические навыки, стимулировало продолжать разбираться в вопросе. Чтение с экрана формирует навыки быстрого принятия решений, помогает связывать одну идею с другой, делает готовым к восприятию тысяч новых идей, которые появляются ежедневно... В книгах нам преподносят готовые истины, в виртуальной реальности каждый из нас собирает собственные мифы по кусочкам. Любая единица информации связана в сети с другой. Статус вновь созданного произведения определяется не тем, как его оценили критики, а степенью, в которой оно связано со всем остальным миром. Человек, предмет или факт не существуют, пока у них нет гиперссылок» (Келли).
Tags: будущее, внеклассное чтение, выбранные места, генис, знание сила, келли, нон-фикшн
Subscribe

  • Гуманитарные итоги 2010-2020 / Текстура

    Литературный критик десятилетия Дебютант десятилетия

  • Подлинный смысл телешоу "100 к 1"

    Ниже даны три вопроса. Ответьте на них как можно быстрее, ни задумываясь ни на секунду: Что бывает раскатистым? Какая бывает роща? Что делают из…

  • «Полка» и полка

    Список «Полки» уже покритиковали за методологию: опрошены десятки человек, но оригинальный выбор, высказанный кем-то лишь единожды, исчез при…

Comments for this post were disabled by the author